Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Литература

 

Главная » Литература » Интервью


Эксклюзивное интервью Николая Бессонова

 

- Вы часто бывали на таборных стоянках. Много ли там босых цыганок?

- Смотря в какое время года. Конечно же, ранней весной или в заморозки все обуты.
И смотря какой табор. Например, молдавские цыганки или астраханские «влашки» практически всегда носят тапочки. А вот «мадьярки» и «мугатки» очень часто босые. Я понимаю, что всем кроме специалистов моя терминология непонятна. Поэтому уточню, что «мадьяры» – это венгерские цыгане, приезжающие из Закарпатской Украины, а «мугаты» – это узбекские или таджикские цыгане. Их ещё называют в Средней Азии более известным словом «люли». Кстати, российские цыгане наотрез отказываются считать последних своими собратьями. Причём довольно искренне. У меня (как у этнографа) другое мнение. На мой взгляд, раз уж «мугаты» считают себя цыганами - им ни у кого не надо спрашивать на это разрешения. Да и как назвать этих кочевников Узбекистана и Таджикистана? Они традиционно жили в палатках, их женщины гадали и просили подаяния. Их мужчины меняли ишаков. Я вам десятки сходных черт назову. А то, что они цыганского языка не знают – дело десятое. «Хитанос» говорят только по испански. Но ведь никто не сомневается, что испанские цыгане – это именно цыгане…

- Давайте вернёмся к нашей теме. Скажите, а почему ваши знакомые цыганки предпочитают ходить босиком?

- Это традиция их таборов. Поверьте, они ни на минуту об этом не задумываются. Как не задумывается француженка, почему она ходит с открытым лицом. Просто так принято. С детства маленькие цыганята видят босую маму и её подруг. Они знают, что мальчику лет с 10-12 уже прилично ходить обутым. А девочке это вовсе не обязательно.

- Но ведь женщины окружающего мира ходят в обуви. Что думают цыганки, глядя на них?

- Неужели вы полагаете, что можно законсервироваться? Разумеется, современная цивилизация при тесном контакте оказывает воздействие. Чем дольше цыгане с национальных окраин находятся в крупных русских городах, тем слабее национальные привычки. Я отчётливо вижу, что за последние десять лет многие венгерские и узбекские цыганки привыкли к тапкам или кроссовкам. Тысячелетняя традиция постепенно угасает. Но, уверяю вас, при нашей жизни она не успеет угаснуть окончательно. Островки останутся. Не здесь, так в Румынии, Венгрии и Словакии – где проживает огромное число бедных цыган.

- Итак, вы вблизи наблюдаете босоногих цыганок вот уже десять лет. Скажите, с каких холодов они начинают ходить обутыми?

- У каждой свой порог. Одним достаточно лёгкого похолодания. Другие не обращают внимания на самую промозглую погоду. Нарисую Вам сценку из жизни. Представьте себе осеннюю таборную стоянку. Венгерские цыганки стоят полукругом, занятые неторопливой беседой. Одним досталось место посуше, у других ноги погружены по лодыжку в жидкую грязь или ледяную лужу. Но им и в голову не приходит отойти в сторонку. Если есть интересная тема или свежая сплетня, то они будут обсуждать её хоть час подряд.
Не удивляйтесь. На родине девушки могут зимой пойти босиком за водой к колонке просто потому что лень обуваться. А уж то, что малышня голышом «до ветру» бегают, это я сам неоднократно наблюдал…

- В детстве цыганята обоего пола были босыми. Но почему подросшие мальчишки обувались, а цыганки так и не изменяли детской привычке?

- Женщины Европы стали ходить обутыми как минимум сто лет назад. Особенно в городах. Почему привычка ходить босиком сохранялась у цыганок так долго? Ведь вопрос не в бедности. Были же у цыганок золотые украшения. Может быть, золото воспринимали в таборах как страховку на «чёрный день», а обувь считали излишней роскошью?

- Дешёвая обувь появилась уже давно. А сейчас её можно купить почти задаром. Что мешало цыганкам поголовно обуться в 50-х - 80-х годах?

- Я считаю, что вопросы, возникшие у Вас совершенно логичны. Именно на этих противоречиях и заостряет внимание всякий наблюдательный человек. Проблема в том, что при обсуждении таборного менталитета наша европейская рациональная логика не действует. Кочевые цыгане просто по-другому мыслили. И ответ возможен только при взгляде «изнутри» этой культуры. Причём – я вас уверяю – далеко не всякий современный цыган сможет объяснить, что к чему, ведь этот народ радикально изменился. Прежде, чем мы приступим к теме, надо обязательно оговорить эту тонкость. Мало кто понимает, что под тем же названием рядом с нами живут совсем другие люди. Тут уместны будут две аналогии. Все мы знаем из истории, что древние римляне (ярко выраженная имперская нация) однажды переродились в темпераментных и слегка бесшабашных итальянцев. А викинги, которые фактически были бандитской шайкой, наводившей своими набегами ужас на всю Европу, стали норвежцами. Людьми спокойными, и законопослушными.
Вот и с цыганами мы ничего не поймём, если не отдадим себе отчёт в трансформации их психики. После того, как в 1956 году появился указ о запрете кочевья, была насильно оборвана тысячелетняя традиция. Цыганский народ стал врастать в нашу цивилизацию, приобретая много нового, но и теряя что-то очень важное. Процесс этот шёл неравномерно у разных этнических групп (а на постсоветском пространстве ныне живёт около двадцати цыганских народностей). Одни цыгане сделали ставку на то, чтобы стать современными и цивилизованными (как они это понимают). Другие и сейчас сохранили верность некоторым традициям. Хождение босиком в старину было обычаем у цыганок из всех известных мне этногрупп. В мире насчитывается около семидесяти цыганских народностей. Скажу вам как историк и этнограф – каждая из них имела ранее один общий признак. Мужчины ходили обутые, а женщины босые. Судить об этом можно как по изобразительным источникам, так и по описаниям, сделанным в разные века и в разных странах. В современной России древняя традиция прервалась. В быту (то есть в своих дворах или посёлках) продолжают ходить босыми чокэнарьки, власицы и частично котлярки. Вам эти этнонимы вряд ли что-то скажут. Да и зачем вдаваться в такие тонкости? Вряд ли кто-то из посетителей вашего форума попадёт за цыганские заборы. А при выходе «в люди» упомянутые цыганки обязательно обуваются.
С другой стороны, на улицах российских городов до сих пор можно встретить босых женщин и девушек. По иронии судьбы это представительницы этногрупп, утративших цыганский язык. Их родная речь – венгерская, таджикская и узбекская. Именно по этой причине коренные российские цыгане не желают признавать этих приезжих своей роднёй, презрительно говоря, что это «пришлый элемент». Ну а те, кто по грамотнее, называют «мадьяров» и «мугат» (они же «люли») «цыганоподобными группами». Когда журналисты берут интервью у руководителей цыганских организаций, те всячески открещиваются от собратьев с национальных окраин. И нельзя их за это осуждать. Между цыганами, которые до сих пор живут в палатках, и людьми городской культуры действительно образовалась пропасть. Ну не может современный скандинав понять викинга! Точно так же не способен цыганский горожанин в третьем поколении понять женщину, которая по сию пору расхаживает босиком, не имея по этому поводу никаких комплексов.
Современные городские цыгане больше всего не любят, когда окружающие ищут в них признаки таборного прошлого. Именно по этой причине они норовят одеваться «с иголочки», делают роскошные интерьеры и так далее. Если вы попадёте на современную цыганскую свадьбу, то не увидите там ни одной пёстрой юбки. Все одеты в однотонные платья (желательно стильные и чёрные). А то, что русские по привычке считают красивой экзотикой, в национальной среде получило презрительное прозвище «базар-вокзал». Те же самые комплексы мы наблюдаем на сцене. Буквально по пальцам можно пересчитать артисток, которые и сейчас выступают в монистах, цветастой юбке и босиком. Все остальные обожают туфли на шпильках, огромные декольте и тому подобные вещи, не имеющие ничего общего с фольклором. Я даже написал по этому поводу статью, озаглавленную «Кризис цыганской эстрады». Полагаю, сказанного достаточно, чтобы мы поняли – обсуждать некоторые вещи с современными цыганами, это напрасная трата времени. Чтобы понять особенности таборной психологии вам надо разговаривать с пожилыми цыганами, заставшими кочевой период. Вот с ними я и общаюсь. Если современные национальные политики начинают пенять мне на то, что я подчёркиваю в своих текстах «дикость» цыган, я обычно отвечаю, что их бабушки и дедушки вовсе не стыдились народных традиций. Именно их мнение мне важно в первую очередь. А имеются комплексы у ныне живущих цыган или нет – для этнографии это дело десятое.
После этого предисловия вернёмся к босым цыганкам из Закарпатья и Средней Азии. На мой взгляд, не надо придавать никакого значения высказываниям российской диаспоры. Мадьярки и мугатки чувствуют себя цыганками и живут в палатках. В их таборах сохранилось то, что давно исчезло у наших горожан. Этого вполне достаточно. Что касается языка, то напомню неоспоримый факт. Более 60 процентов цыганского народа (если брать в мировом масштабе) не знает «родного» языка. Многие этногруппы остаются цыганами, хотя говорят исключительно по-испански, по-румынски, или по-венгерски.
Итак, мадьярки или мугатки - это именно цыганки (какую бы ярость сей факт ни вызывал у их московских соплеменников). А босыми они ходят по той же причине, которая существовала тысячу лет. Они до сих пор просят подаяния.
Надо отметить, что выпрашивание милостыни не считалось в таборах презренным делом. Если русский или немец идёт с протянутой рукой, то это признак жизненного краха. У цыган всё было наоборот. Женщина или девушка, умеющая хорошо просить, считалась добытчицей. Её уважали. Об умении разжалобить чужаков слагали песни и пословицы. Сам цыганский фольклор является лучшим доказательством того, что попрошайничество было достойным делом.
А для того, чтобы тронуть сердца европейцев требовалось иметь в облике признаки бедности. Босые ноги и рваная поношенная одежда – это «обязательный набор», который этнографы фиксируют повсюду. Могу ответственно заявить, что нет цыганской этногруппы без такого прошлого.
Естественно, все задают вопрос: «А как же золотые мониста»? Полагаю, будет уместно процитировать самого себя. Ещё в 2000 году я выпустил монографию, где была глава о цыганском костюме. Там был и такой абзац:

«…Гипертрофированная тяга к золоту и серебру объясняется чисто материальными факторами. Известно, что в Индии даже самые бедные семьи стремятся иметь на чёрный день капитал в виде золотых браслетов, серёг, колец и тому подобного. Естественно, соответствующие восточные привычки не могли не закрепиться у цыган, которые в силу кочевого образа жизни были лишены возможности вкладывать деньги в землю и недвижимость. Более того, кочевникам было неудобно зарывать клады, или, уходя на заработки, оставлять своё единственное богатство в шатре - под ненадёжным присмотром маленьких детей и стариков. Обычай носить на себе золото и серебро сказался на ментальности цыган, которая резко отличается от европейской. Если европеец, заработав определённую сумму, в первую очередь обзаводится домом, приличной одеждой, и только потом одевает драгоценности, то у цыган всё обстоит иначе. Литература изобилует описаниями босых, одетых в лохмотья цыганок, имеющих серьги, перстни и браслеты из золота и серебра. Уже парижская хроника 1427 года свидетельствует, что женская одежда «состояла лишь из ветхого покрывала, сделанного из очень грубой ткани и завязанного через плечо при помощи тесьмы или верёвок, под ним только и было, что убогая сорочка. Короче, это были беднейшие создания, которые когда-либо на человеческой памяти пребывали во Франции... У большинства, или почти у всех оба уха были проколоты, и в каждом ухе было серебряное кольцо, а то и два...»
Три столетия спустя Грельман оставил удивлённое замечание о цыганской шкале приоритетов. В зимние холода цыган не станет приобретать шубу, подбитую мехом, зато охотно купит поношенную куртку с серебряными или золотыми галунами. Эти куртки, на которых блестят пуговицы размером с жёлудь, мужчины одевают поверх грязных лохмотьев - и ходят с такой спесью будто они хозяева мира.
Ещё через полтора столетия, уже в 1930 году румынский профессор С.Попп-Сербиану описал цыганок своей родины следующим образом: «Зажиточные женщины носят на груди золотые мониста, прочие - фальшивые ожерелья и жемчуг. Каждая женщина имеет длинные серьги, кольца на пальцах и разного рода браслеты на запястьях. Все они ходят босые.»

Из разговоров с со старшим поколением (цыганами и не-цыганами) я уяснил для себя, что крестьяне не видели никакого противоречия между золотом и рваными лохмотьями. Они совершенно справедливо считали, что иметь драгоценности - это всего лишь таборный обычай. Наличие монист никак не влияло на повседневность. Деревенская баба точно знала, что если не дать цыганке хлебца или картошки, то она, и её дети действительно лягут спать голодными.
Итак, золото было само по себе, а выпрашивание милостыни само по себе.
Полагаю, уже сейчас многие догадались, почему женщины в таборах были босыми, а мужчины носили сапоги. Ответ прост. Цыганки давили на жалость, а – следовательно – должны были выглядеть как можно беднее. Цыган же зарабатывал, меняя лошадей или продавая изделия своего ремесла. И для того и для другого занятия он должен был выглядеть солиднее. Сапоги были своего рода пропуском в равноправную торговлю. Вот почему (опять же во всех этнических группах) мужчины были обуты.
Да, вы правы, когда замечаете, что в детстве цыганята обоего пола бегали босиком. Но ведь дети просили по дворам или на рынках вместе с матерью. Так что мальчики должны были выглядеть беспросветной нищетой.
До пятнадцати лет.
А потом цыганский подросток просить переставал. Ему доставали сапоги. И это было признаком зрелости. Таборный парень (и уж тем более мужчина) не должен был выглядеть босяком! В результате цыгане стали единственным в мировой истории народом, у которого сильный пол был обут, а прекрасный пол напротив разут.
И уж конечно нельзя ставить вопрос о башмаках или сапожках в какую-то зависимость от благосостояния. Какая разница, бедными или богатыми были таборные семьи? В любом случае всё, что требовалось в быту, не покупалось, а выпрашивалось. Цыганки клянчили по домам старую одежду, полотенца, посуду и так далее. С точно таким же успехом они могли бы «выцыганить» ношеную обувку. И она не стоила бы семье ни копейки! В том то и дело, что сапоги или валенки женщина добывала ближе к зиме, а вплоть до самых заморозков ходила босиком, по древней традиции.
Теперь можно объяснить и то, почему большинство цыганок в брежневское время всё же обулось.
Изменилась жизнь. Изменилась структура заработков. В тех семьях, которые пошли работать в сельское хозяйство или на производство, надобность выглядеть бедно отпала. Самое же главное – значительная часть цыган занялась посреднической торговлей (она же на советском жаргоне – спекуляция). Каждому понятно, что при этой профессии массовая босоногость должна была исчезнуть.
Хотя исчезла она не сразу. Тысячелетние обычаи не отменишь указом. Кочевавшее поколение женщин ещё много лет ходило босиком везде, где только возможно. В некоторых семьях это передалось дочерям. Вот почему я нередко снимаю влашских и кэлдэрарских цыганок в самом что ни на есть таборном виде.
И уж конечно продолжают ходить босиком те, кто сейчас продолжает просить. На мой взгляд именно эти женщины и девушки имеют в душе больше подлинно цыганского, чем национальные активисты, привыкшие вещать от имени всего своего народа. Мадьярки и мугатки легко нашли бы общий язык с бабушками и прабабушками нынешних российских цыган. Но именно эту близость не желают признавать в цыганских организациях (которые, между прочим, финансируют из за рубежа).
Всё написанное до этого места - ещё поддаётся европейской логике. Но есть в цыганской ментальности и то, что вынесено из Индии. Сейчас мы перейдём к более сложным материям, ибо без этого традицию женской босоногости нельзя объяснить исчерпывающе.
У цыган существуют понятия ритуальной «чистоты» и «нечистоты». Если коротко – то замужняя женщина традиционно считалась «скверной» ниже пояса. Цыганская девушка была чиста, и могла даже прокатиться верхом с позволения отца. Ситуация резко менялась после свадьбы. После брачной ночи юбка цыганки могли осквернить мужчину. Если цыганка ненароком дотрагивалась подолом до самовара или посуды, всё это надо было выбросить или продать на сторону. Вот почему замужние цыганки носили фартук. Это как бы предохраняло бытовые предметы от заражения. Не буду долго объяснять, насколько важным было понятие ритуального «осквернения» в цыганской идеологии. Пожалуй, ни одному другому вопросу не уделялось столько внимания. Всё поведение цыганки, весь быт семьи был подстроен под то, что всем нам кажется абсолютно неважным. Слово «пэкэлимос» означало грозную опасность. Осквернённого (даже по случайности) цыгана ждала социальная смерть. Если цыган становился осквернённым (магирдо), то его не сажали за общий стол. Если он заходил в гости, то должен был предупредить о постигшей его беде. Тогда ему давали отдельную посуду, которую потом брезгливо выбрасывали. Конечно, человек не становился осквернённым навечно. Через несколько месяцев или лет «опоганивание» снималось при помощи определённого ритуала (с согласия всех мужчин табора).
К чему я это говорю?
К тому, что женские туфли были таким же оскверняющим предметом, как юбка. А с этим прежде не шутили!
Я много разговаривал с пожилыми цыганами и цыганками, имевшими кочевой опыт. Именно от них я узнал то, что в голову не приходит современной цыганской интеллигенции. Обувь была опасным предметом. Представьте себе типовую таборную ситуацию. Семья укладывается в палатке. Мужчины спят на почётном месте (то есть, в глубине, поближе к иконе). Женщины и дети укладываются у входа.
От физиологии никуда не деться. Порой мужчинам требовалось среди ночи встать по нужде. Они выбирались из палатки в темноте, и если бы цыганки ставили свою обувь у входа, цыган мог её ненароком задеть. Понимаете проблему? Женские туфли были подобны мине! Цыганке было проще вообще не иметь обуви, чем всё время следить, как бы муж или свёкор о них не споткнулся. Об этой тонкости не пишут в этнографических книгах, поскольку прежде учёные таких вопросов не задавали. Цыгане же предпочитают о ночных походах «до ветра» вообще не упоминать. Тема туалета до сих пор является во всех этногруппах своеобразным табу.
Вот так и получилось, что ситуация, повторявшаяся на таборных стоянках всего мира каждую ночь, никогда не обсуждалась печатно.
В любом случае теперь нам ясна ещё одна причина, вынуждавшая цыганок разуваться ранней весной и ходить босиком до самых заморозков. Скажу более. Вплоть до указа 1956 года существовали таборы, в которых идеология «романипэн» требовала от женщин и девушек оставаться босыми даже зимой! И я лично записывал воспоминания у цыганок из этих таборов.
Напоследок отмечу, что понятия ритуальной нечистоты сыграли свою роль и в эстетике цыган. При том, что слабый пол оставался разут со времён исхода из Индии, босые ноги цыганок не казались таборным мужчинам привлекательными. Это была необходимость. Профессиональная и бытовая необходимость. Но она так и не стала в глазах сильного пола эстетичной. Это для европейского мужчины босые женские ноги красивы. Для цыгана же сексуально привлекательной частью тела было и остаётся лицо. Именно красоту лица воспевает цыганский фольклор. Так стоит ли удивляться, что цыганские режиссёры и руководители ансамблей стремятся выпускать артисток на сцену или на экран только обутыми? В этой среде у меня много знакомых. За редким исключением они просто не понимают, что публика желает видеть цыганок именно босиком.
Не следует быть к этим деятелям искусства слишком строгими. Их вкусовые предпочтения формируются на уровне подсознания. В нашей культуре существует мощный пласт эстетизации босых ног. Несколько столетий десятки тысяч художников, поэтов и писателей приучали население Европы к мысли о том, что босоногая девушка естественна, близка к природе, грациозна и так далее. У цыган ничего подобного не было. Если в народных песнях и упоминается сей предмет, то чисто информативно. Никакой красоты или идеологического подтекста здесь не найти.
Отсюда вывод.
Цыганки всех стран ходили босыми как минимум полтора тысячелетия. Если зрители России или Европы желают видеть таборный мир правдиво, это нельзя пускать на самотёк. Современные цыгане делают всё от них зависящее, чтобы исказить истину. Надежда только на творцов из числа коренного населения. Красоту кочевой жизни можно воссоздать только вопреки комплексам современных цыган. Кого-то можно убедить. Остальных надо просто ставить перед фактом. Если бы я был на месте режиссёра, то предлагал бы цыганским артисткам жёсткий выбор. «Или ты играешь роль таборной цыганки босиком, или иди домой! Найдём другую. Ваши бабушки ничего не стеснялись. Ты что, историю своего народа не уважаешь?»
Только при таком подходе можно справиться с неумной лакировкой.
Кстати, при определённой настойчивости и умной разъяснительной работе многое может быстро измениться. Среди городских цыган и сейчас есть цельные натуры. Не так давно я сделал на своём сайте галерею, посвящённую цыганской пляске. По моей задумке следовало снять ряд фотосессий о таборном и эстрадном танце. И представьте себе, мне довольно легко удалось убедить молодых артисток плясать босиком. А после обновления сайта, когда стал виден результат – на съёмку выстроилась целая очередь. Оказалось, многие готовы вернуться к исторически достоверному имиджу.
Значит – не всё потеряно.

Категория: Интервью | Добавил: admin (08.02.2008) | Автор: Н.В. Бессонов

Просмотров: 6567 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/6 |

Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:
dirtysoles
 

Поиск

Наш опрос

Ходите ли вы босиком
Всего ответов: 1067

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz